julia_bee (julia_bee) wrote in geoblogger,
julia_bee
geoblogger

Остров Тессел (Texel), Нидерланды

Голландцы очень гордятся своими Западно-Фризскими островами, которые являются самыми северными границами страны. Если посмотреть на карту Нидерландов, то хорошо видно гряду островов, растянувшихся вдоль береговой линии. Острова славятся своим микроклиматом - там самое большое количество солнечных дней в году, при этом почти всегда ветренно.

Поездку на выходные запланировали ещё в июне, страшно переживали за погоду - шли почти непрерывные дожди. В итоге, погода нас побаловала своей многогранностью: и дождем, и жарким солнцем. В субботу мы ограничились прогулкой по дюнам, и засели в отеле: массаж, сауна, бассейн, даже на ужин решили не вылезать в город - было дождливо. А в воскресенье мы взяли на прокат велосипед-тандем, и отмахали почти 40 км по острову.

Остров Тессел - самый большой из Западно-Фризских островов, который получил городские права давным-давно, в 1415 году.

Вики-справка:

Площадь: 169,82 км².
Население: 13 830 человек (2005).
Населённые пункты: На острове находится 7 городков (Де Коксдорп, Де Ког, Де Вал, Ден Бург, Хорнтъе, Остеренд и Аудесхилд) и пара десятков посёлков.
Строение и рельеф: Остров имеет дюнное происхождение и является естественным барьером между Северным морем и заливом Ваддензе.
Природные ресурсы: Треть острова отдана под орнитологический заповедник, остров является важным звеном при сезонной миграции птиц (гуси, хищные птицы).

Добраться до острова по земле невозможно - только паромом! Мы постарались выехать в субботу пораньше, но к 10-часовому парому опоздали. Он закрыл свои двери прямо у нас перед носом. В сезон паромы ходят каждые полчаса. В несезон - каждый час.

Жаль, что мы опоздали, зато оказались первыми в очереди - наша машинюська справа, черный С3.

Паром идет недолго, всего 20 мин (могли бы и мост построить :)) Вездесущие чайки кругами летают вокруг парома, в надежде на добычу

Собственно, не зря летают, потому что их подкармливают скучающие путешественники.

Эти проныры умудрялись ловить подачки прямо в воздухе, не сбиваясь с курса.

Приехали, бросили машину у отеля. Так как заселения надо было ещё ждать, отправились гулять: к пляжу и в дюны. Между отелем и пляжем - дюны, где на сколько глазу было видно раскинулся огромнейший кемпинг. Думаю, хорошая половина кемпингующих - из Германии (судя по номерам на машинах). В дождливый день сложно им завидовать.

К пляжу

Пляж, конечно, замечательный, и погодка шепчет, неправда ли?

Отдыхающие праздно шатались по серому пляжу, кое-кто пытался собирать ракушки, рыбак флегматично наблюдал за своими удочками. Не клевало.

Хватит с нас пляжа, входим в дюны, на территорию национального парка

Вот такие зеленые дюны -туда можно только пешком, на велосипедах въезд запрещен.

Поднялись на смотровую площадку - самая высокая точка острова (19,2 м :D)

В дождливую серую погоду дюны выглядят совсем уныло - с одной стороны море

С другой стороны - тучи, которые не преминули нас догнать и подмочить (зонт не сильно помог). Зато от влаги в воздухе образовался такой пряный аромат трав - мммм!

После прогулки, спрятались в кафе и попробовали местное пиво. Бросилось в глаза, что обслуживают медленнее, чем "на большой земле". Позже впечатление только усилилось, подкрепленное обслуживанием в отеле.

Городок De Koog, где находился отель - маленький, туристический городишко. Наверное, это можно сказать про весь остров. Постоянных жителей на нем чуть меньше 14 тысяч, а туристов - до 800 тысяч в год.

Затем нас ждал ланч в отеле, получасовой массаж и сауна с бассейном (оказалось, что пакет услуг по цене был выгоднее, чем просто номер в отеле). После полного релакса мы поднялись в номер и увидели за окном вот это

Решили, что никуда не пойдем, а останемся ужинать прямо в отеле. Выбирая из трех ресторанов, остановились на самом "пафосном", т.к. разница в цене была совсем незначительная по сравнению с обычным гостиничным рестораном.

Еду там подавали затейливо, но не могу сказать, что она отвечала соотношению цена-качество. Я попробовала местных устриц на закуску - очень неплохо. Фото у меня получились никакие, слишком уж приглушенный свет был. Покажу одно - масло к хлебу. Обратите вниманию на свечу - она плавает в таком подсвечнике-бокале, наполненном водой. Мне очень понравилась эта идея, хочу и домой такие же.

Пока мы ужинали, дождь окончательно прекратился, и мы, распугивая зайцев, носящихся по дюнам, совершили ночной променад к морю...

Это там отель торчит из-за дюн. "Гранд-отель", а с виду - стандартная пятиэтажка.

Следующий день нас встретил солнышком, завтраком с шампанским и раками (пожалуй, самый лучший буфетный завтрак в нашем послужном списке :)) Радуясь хорошей погоде, мы поспешили взять на прокат велосипед-тандем. Предварительно попросили дать прокатиться - я была не уверена, что смогу спокойно на нем сидеть. Оказалось, что за спиной мужа не так страшно :)

Мы планировали доехать до маяка (это самая северная точка острова), а потом потихоньку вернуться назад. По дороге останавливались на смотровых площадках, позволяющих посмотреть на часть заповедника под названием Slufter - большое болото с соленой водой, которое окружено нанесенными ветром дюнами. Slufter необычно тем, что расположено на берегу Северного моря, в то время как большинство соляных болот находятся на другой стороне острова, вдоль берегов Ваттова моря (Wadden Sea). На территории Slufter можно увидеть множество необычных растений, которые неплохо переносят соленую воду. Именно здесь растет морская лаванда, которая окрашивает все в нежный фиолетовый цвет с июля по август. Осенью все окрашивается в красный от другого болотного растения под названием солерос. Большая часть заповедника закрыта для посещений, но в центральной части проложены пешеходные тропинки.

Болото Slufter образовалось не само по себе, а из-за попытки победить природу - не совсем удачные попытки осушить прилегающую территорию. На протяжении нескольких веков (начиная с 17-го) жители острова возводили плотины, пытаясь отвоевать землю у моря. Однако, одна из плотин продолжала доставлять неприятности - три раза её прорывало. В 1925 году предприняли последнюю попытку отремонтировать плотину Slufter, но и она оказалась неудачной. Таким образом, образовалась заповедная территория Slufter.

Дюны просто усеяны низкорослой облепихой

Заповедные озера, где гнездятся многочисленные виды птиц. Во время штормов и весенних приливов, вода может заполнить всю равнину, но несмотря на это, птицы облюбовали это заповедное местечко для выведения потомства. Кулики, чайки и утки обитают там постоянно, крачки устраивают свои гнезда прямо на пляже, почти все тессельские гаги (которые не леди, а птицы) выводят потомство именно там.

В конце июля-начале августа на Тесселе можно увидеть цветущую морскую лаванду. Она дает много нектара, привлекая бабочек и пчел. Количество пчелиных колоний на острове ограничено - государство разрешает иметь максимум 12 ульев на пчеловода, таким образом защищая диких пчел.

Хотя на фото, как оказалось после небольшого интернет-исследования, вовсе не лаванда, а вереск!!!

Добрались до маяка. Он интересен тем, что послужил убежищем советских грузинов во время второй мировой. История интересная. Грузины были захвачены в плен фашистами, которые предложили пленным выбор: или в лагеря, или оставайтесь служить в особом формировании, который назвали грузинский батальон. Вот этот особый батальон и отправили на Тессел в 1945 году. Состоял он из 800 грузинов и 400 немцев. Ожидая подхода союзников, грузины затеяли восстание (с поддержкой местного населения) - перерезали/перестреляли немцев, заняли оборону. Но союзники не появились, а фашисты послали подкрепления. Грузины отсиживались в маяке, который до сих пор хранит следы от пуль. Интересно, что фашисты продолжали бои с повстанцами, невзирая на то, что Германия капитулировала. 20 мая 1945, после двух недель боев с высланными подкреплениями, восстание было подавлено, погибшие до сих пор захоронены на острове. Битву на Тесселе называют "Последняя битва Европы". Считается, что за время боев погибло по разным оценкам от 800 до 2000 немцев, свыше 560 грузин и около 120 местных жителей. Подробнее про грузинское восстание можно почитать на вики.

Маяк позже отремонтировали, но не стали замазывать старые стены, а построили новую, вокруг старого маяка. На одном из этажей можно пройти между стен и буквально прикоснуться к истории Второй Мировой - дыр от пуль там предостаточно.

Внутри - 118 ступеней, ведущих на смотровую площадку

На одном из этажей шуточный туалет "до ветра"

Смотровая с одной стороны зарешечена

С другой есть милосердные дырки, куда можно высунуть камеру :)

Тут мы впервые рассмотрели пара-карты - машинки с парашютами

Когда мы спустились к пляжу, то с удивлением обнаружили вот такой "Камень любви" при входе. На нем предлагается написать имя возлюбленной/возлюбленного. И пишут же!

У маяка продают местные деликатесы :) Видите там банку с прорезью в крышке? Берешь, что понравилось, кидаешь монетку в банку, и все. Никаких тебе бабок.

Ещё один взгляд на маяк, и мы покатили дальше

Тессел славится своей бараниной, и она там пасется просто везде! На почти 14 тыс. людей на острове приходится более 15 тыс. овец и более 5 тыс. коров.

Доехали до самого маленького населенного пункта острова - De Waal.

Тут, прямо скажем, попа стала молить о пощаде и передыхе :) Мы решили слезть с велика и посидеть в кафешке. К пиву, совершенно безвозмездно выдали тарелку с местным сыром (очень вкусный!)

В "наш" городок возвращались через поля

Сдали велик, с радостью плюхнулись на мягкие сиденья машины, и по дороге на паром на минуточку заглянули в главный город острова Den Burg.

Увидели "правильное" название острова

После небольшой прогулки отправились на паром. Из окна машины я сфотографировала вот эти половинчатые чудо-домики. Правда, как будто целый дом пополам разрезали?

На пароме встретили старых знакомых-попрошаек

Было интересно наблюдать, как они зависают прямо над головами туристов, умело управляя потоками воздуха, при этом не разу даже не шелохнув крылом!

Вот и большая земля... Встречный паром везет очередную порцию туристов на остров... А мы домой, домой...

Мы, конечно, успели охватить лишь часть того, что стоит посмотреть на Тесселе.

Что ещё стоит посмотреть:

Ecomare - экологический центр острова, где можно узнать много интересного о природе Тессела и об обитателях Северного моря. Там же можно посмотреть на охраняемых морских котиков и других морских обитателей.

Maritime & Beachcombers Museum - музей, который демонстрирует различные вещи, выброшенные морем на сушу.

Пивоварня Texels - туда можно сходить на экскурсию.

Дом-музей De Oudheidkamer в Den Burg - там можно ненадолго перенестись в прошлое и представить себе, как жили люди век-другой тому назад.

De Bonte Belevenis в Den Hoorn - там можно развлечься изготовлением мыла, посмотреть, как делали раньше бумагу, понаблюдать (и поучаствовать) в процессе выпечки хлеба, посмотреть на свечную фабричку и, конечно не без взрослых развлекловок - там делают виски и ликеры.

Tags: Нидерланды

Buy promo for minimal price.