tcybysh (tcybysh) wrote in geoblogger,
tcybysh
tcybysh
geoblogger

Category:

Франция: Париж - Бордо - Леспар-Медок. Зима 2009.

Оригинал взят у tcybysh в Франция: Париж - Бордо - Леспар-Медок. Зима 2009.

Наконец сподобился выложить свои путевые заметки первой нашей поездки
во Францию на новогодние праздники 2008-2009 г. Кое-что с тех пор изменилось,
однако, ничего не стал редактировать. Пусть сохранятся тогдашние впечатления.


Не верится, что мы уже на месте, в гостинице. В-общем-то, все прошло довольно
гладко: самолет КД-авиа до Калиниграда (Храброво), там посидели немного,

Женя сходила в дьюти-фри, купила две бутылки вина. Вино, кстати, оказалось 
отличным! Вроде, название как у нас, но... Нас спасало только то, что мы не 
пробовали настоящего «Бордо».

Паспортный контроль тоже без проблем прошли, никакие документы, кроме
паспортов с визами не понадобилось. На таможне — через зеленый коридор
прошли, в ручной клади у нас ничего такого не было и долларов не больше 3000.

Калининградский аэропорт — такой перевалочный пункт. С всей России, 
наверное, свозят сюда пассажиров, а потом рассылают по всей Загранице.
Хотя, самолеты мы видели только КД-авиа. Все Боинг-737. Хороший самолет,
только кресла неудобные. В нашем Ту-154 - лучше.

До Шарль-де-Голя долетели за 2 часа. На подлете было видно множество
самолетов взлетающих и садящихся, т. е. их инверсионные следы. Когда рулили
к терминалу, проехали памятник «Конкорду». Стоит приподнятый на
кронштейнах как на взлете. Жалко, что он больше не летает. Красивый.

После предварительного контроля паспортов — длинный переезд по эскалатору 
без ступенек. Метров 300, наверное. Потом еще один контроль и переезд по этим 
прозрачным трубам, которые всегда в кино показывают.

Довольно быстро мы нашли свой багаж, чего не скажешь о дальнейшем пути.
Лешка не хотел ничего спрашивать у аборигенов. Пришлось думать самим. 
Оказалось, что в аэропорту ходит, так называемый, «шаттл» - четыре остановки 
всего. На одной из них «Терминал-2» - конечная станция RER. После переговоров
с помощником купили в автомате три билета по
8,5 евро. Этот поезд нигде не 
останавливался пока не довез нас до нужной —
Gare-du-Nord.  Двери на 
остановке сами не открываются, надо нажать большую кнопку! Я не сразу  
догадался — мне подсказали местные французы. Как ни странно, я их понял! (В 
метро еще интереснее — там дверь на крючок закрывается)

Из Gare du Nord переход на станцию метро. Система метро очень запутана.
Довольно далеко пришлось идти и опять проходить турникет по этим же билетам
(маленькие такие карточки). В метро кажется, что мы не в Париже, а где-то в
Африке — одни негры разных видов. Да, на перроне вокзала к нам подошел
настоящий бомж, что-то промычал. Лешка сказал, что в переводе это означает:
«Понаехали тут!». Вообще, довольно много таких людей встретилось нам в
первый день.

Еще в поезде заметили музыканта с интересным инструментом — гибрид 
скрипки и трубы. Играл попурри, в том числе «Калинку». Для денег у него
бумажный стаканчик. Почти в такой же мелочь собирал Пер Ноэль. Наверное,
традиция.

На метро доехали до Гранд бульвара, выходим — какой-то француз арабского 
вида предлагает газеты. У нас тоже такие раздают бесплатно. Ну, я взял, мерси, 
говорю и пошел! Он — за мной и что-то говорит по-своему. Думал, агитирует за 
что-то. Отдал ему газету, все равно по-французски не умею читать. Потом Женя 
сказала, что газета 2 евро стоит.

После недолгих блужданий и консультаций с французами из прачечной мы нашли
свой отель. К нашему удивлению, администратор отеля — девушка испанской
или итальянской внешности отлично говорила по-русски. Получили ключи, но
свой номер не сразу нашли. Здание очень старое, судя по деревянным
выщербленным балкам, номер на втором этаже, по длинному узкому 
изгибающемуся переходу. Свежепокрашенные двери издавали довольно
заметный запах олифы.

Номер совсем маленький — одна комната и ванная, хоть и называется люкс-
джуниор. Все очень скромно, но: дубовая мебель — стол, тумбочка, изголовья 
кроватей, холодильник. Люстры на потолкенет, только местное освещение, так
что вечером в комнате довольно темно. Всех этих тонкостей мы в первый день
не заметили — так устали, что просто повалились на кровать. Однако, после чая
(кипятком нас угостила администратор), и купания нашли в себе силы сходить
на первую прогулку.

Я лично, боялся заблудиться в этих узких улочках. По тротуару только двое могут
разойтись. Первое впечатление от прогулки: в этой части города очень тесно. Не
знаю как люди тут живут, а магазинчики на первом этаже теснятся в таких
клетушках, ну, как два табачных киоска. Почти все первые этажи отданы под
магазины. И на этих улочках узких машины стоят, мотоциклы, мопеды, 
велосипеды. По середине только одна машина может протиснуться.

Особенно много по обочинам и тротуарам стоит велосипедов, привязанных к
чему-попало. Велосипеды не шикарные, обычные. Много, по-моему, брошенных,
ржавых, со спущенными шинами. Один вел машина переехала, видимо. Да! Есть
прокат велосипедов. Специальные велостанции довольно часть попадаются. 
Эти велы сразу узнаешь по их виду. Весь прокат автоматизирован. Платишь
 карточкой. Пока не знаем в деталях, как это делается.  

На первой прогулке попалось еще несколько бомжей. Двое лежали прям поперек
этого узкого тротуара. Пришлось почти перешагивать их. Тут все так делают.
 
В рекламе отеля было сказано, что из некоторых номеров видно Сакре Кер, но
мы не смогли пока найти путь к ней. Окна нашего номера выходят на очень тихую
улицу. Окна напротив закрываются белыми ставнями-жалюзи. На балкончиках и
просто на подоконниках цветы или целые деревья.

Спали как убитые, проснулись только в 12 часов. По самарскому времени.
Хорошо,что тут еще только 9. Перекусили домашними запасами. Завтрак в отеле
— кофе с круассаном — 14 евро. Дорого!

Пошли гулять в сторону Лувра. Быстро все нашли. Сначала — сад Тюильри. 
Довольно пустынный. Кроме бегающих физкультурников почти никого нет.  

Старинные водопроводные колонки — надо сверху быстро-быстро ручку крутить
чтобы вода потекла. Все работает как надо!

Потом площадь Конкорд: и правда продают жареные каштаны, только не
негры, а арабы, по-моему. Большое белое колесо обозрения. Туалет 0,4 —
разменяли первые 5 евро.  

Елисейские поля не произвели впечатления. Посередине идет широкая 
автодорога. По сторонам ее павильоны под флагами всех стран мира. Каждый
что-то продает. До Триумфальной арки не дошли — свернули к Grand Palace,
памятнику Клемансо, де-Голлю, Черчилю. Все куда-то идут.

 

Очень красив мост Александра III. Черно-золотые скульптуры хороши, а из серого
камня (ракушечник?) в некоторых местах совсем черные. По Сене ходят
batobus'ы
— экскурсионные катера, очень современные, застекленные, гораздо красивее
чем в Питере. У берегов стоят другие суда, довольно старинного вида.

Дошли до Дома инвалидов. Все чисто, ухожено. Деревья как толстые переверну-
тые морковки. 

Наконец, Марсово поле и Эйфелева башня. Очень большая, однако, не подавляет.
Решили подниматься пешком. Это дешевле, да и согреться не помешает. Вход
— 4 евро для нас, Лешке 3,10 (ему нет25 лет).

Вид с высоты трудноописать словами. Конечно, если бы был более солнечный
день фотографии получились бы лучше, но, все равно, впечатляет! Огромный
город и весь в одном стиле. Светлые дома примерно одной высоты. Есть,
конечно, несколько высоток, которые слегка портят вид. Отдельно - Дефанс —
куча современных небоскребов.  

 

На башне много платных телескопов за 2 евро. Никто не пользуется. Может быть,
они все не работают? Мы не стали проверять.  

В стеклянном шаре — механизм подъема лифтов. Старинный, еще на подшип-
никах скольжения. Башня выглядит как новая — ни одного ржавого места не
заметили. На одном участке краска облупилась — металл блестит!  

Сейчас в Париже модны «снежные скульптуры» - охлаждаемые металлические
конструкции, на которые намерзает иней. Интересно. Такие штуки мы видели на
Елисейских полях и прямо на Эйфелевой башне.

Устали — домой на метро. От станции шли, обнаружили несколько неплохих
магазинчиков, купили багетов, молока, сыр. Можно жить!

Сегодня по плану — Диснейленд. Но сначала надо взять билеты в Бордо. Портье
сказал, что можно купить билеты на Gare du Nord, хотя поезд отходит от вокзала 
Monparnas. Купить билеты можно в автомате. После недолгих мучений с языком
мы разобрались как это делается, но купили билеты все-таки у живого человека
— кассира по имени Татьяна. Русского происхождения, но без русского языка.

С автоматом мы разбирались не зря, оказалось что цена билета зависит от
времени дня. В час пик — дороже. В-общем, за три билета в
TGV 2 класса 204
евро (в автомате — 198).

Переехали на метро на станцию RER и с теми же билетами до Диснейленда.
Где-то на середине пути пришлось выйти и пересесть в другой поезд — с более
современными двухэтажными вагонами.

Отдельное приключение, как мы выходили из станции! По билетам метро, с
которыми мы сели в
RER турникет нас не выпускает, видимо, надо было
специальные билеты взять:
RER-метро, они дороже. Мы бы и рады доплатить, но
на конечной станции терминал принимает только местные транспортные карточки.
Пришлось нарушать закон и проходить вслед за инвалидами в специальную дверь.
Многие негры тоже так делают... Из чувства солидарности с ними на обратном пути,
несмотря на мои рассовые предрассудки, мы поступили также.

 В парке везде очереди. В кассу тоже. По-неопытности мы взяли билеты в два
парка — 60 евро за штуку. В один парк — 50 евро. Можно было сэкономить, все
равно, даже в одном парке мы не вездеуспели побывать. Но, на чем хотели, на 
том успели прокатиться. Специально не планировали, однако, получилось что 
острота ощущений нарастала от одного аттракциона к другому. В общей
сложности удалось проехать на 3-х «американских горках», одном симуляторе и
на поезде. Погуляли по пещере Бена Гана, по подвесному мосту.  

Все очень добротно и красиво! Все сделано для создания ощущения праздника.
На одну из каруселей (американских горок) «Индиана Джонс» пришлось стоять
длинную очередь, причем, когда заходишь, вся толпа ожидающих не видна, а
потом вернуться уже нельзя. На две другие горки взяли «
fast pass», такая штука:
с помощью своего билета получаешь талончик с временем прохода. Очень удобно,
если умеешь пользоваться: надо чтобы время разных аттракционов не
пересекалось.

Центральный замок выглядит волшебно снаружи, а внутри оказался маленьким и
довольно скучным. В него мы попали уже затемно.

Возвращались по центральной аллее — заиграла музыка, пошел снег (не
настоящий, конечно)! Здорово!

Как я уже сказал, на второй парк не хватило у нас ни времени ни сил. Судя по
схеме этот парк для маленьких детей.

Конечно, Диснейленд это праздник, но здесь не чувствуешь, что ты во Франции...
Просто почти в сказке.

Я боялся, что у нас будут проблемы с выходом из RER (мы же не купили на него
билеты), но на Gare du nord пересели на метро с помощью обычных билетов,
которые дешевле в 2 раза. Недоработка у них тут!

По по пути домой встретился еврейский супермаркет. Купили молока, хлеба и
какую-то ветчину. Пришли-поели-спать. Трудное это дело — отдыхать в Париже.

Сегодня план «небольшой» - Лувр и остров Ситэ. Пешком до Лувра. По Парижу
интересно ходит и по маленьким и по большим улицам. От нашей гостиницы
почти все маршруты начинаются одинаково: до Rue du Lafayet и далее. 

Лешка довел нас до Лувра со стороны тыла. На заднем дворе замерзший фонтан.
Вход в Лувр — это большая стеклянная пирамида довольно сложной конструкции
изнутри. Под землей все устроено очень разумно. Инвалидов и посетителей с
детьми спускают вниз на специальной круглой платформе. Фантастика!

Билеты 9 евро с человека. Сдали верхнюю одежду. Гардероб - отдельная песня!
Разные очереди (человек по 10) на получение и сдачу. Работаю человек 5.
Поразительно спокойные и доброжелательные. Никто не торопится и не суетится.
Вешалки устроены в виде кругового конвейера, управляемого джойстиком.
Вспомнились наши гардеробы... 
Разумеется на весь Лувр нашего рвения не хватило. Но на Венеру, Нику и Мону 
Лизу мы посмотрели. На Джоконду с расстояния метров 5-6. Ближе не
подпускают. Это единственный экспонат, который так охраняется. Почти все
остальное (скульптуры, конечно) можно трогать руками и фотографировать без
ограничений.

Лувр гораздо просторнее чем Эрмитаж, есть даже лифты, туалеты и кафе. В
любой момент можешь посидеть, отдохнуть. Мы не знали, что в залах нельзя есть
и пить — присели на кресла и закусили. Дикари! Никто, правда, и слова не сказал.

Производят впечатление большие картины, под которые отведены 2 зала: «Клятва
Горациев», «Коронация Наполеона», «Тайная вечеря», «Свобода на баррикадах»,
«Наполеон в Альпах».  

Вызывает чувство белой зависти отношение к инвалидам в Париже. Мало того,
что технически предусмотрены удобства для них, но и отношение людей к
инвалидам достойно подражания. Когда мы все толпой стояли за 6 метров до
Моны Лизы и пытались разглядеть детали картины, почти вплотную к ней
подвезли женщину в коляске чтобы ей было лучше видно! На некоторых (не на
всех) табличках к экспонатам (видно, которые можно потрогать) подписи
дублируются шрифтом Брайля. Когда мы выходили плотным потоком на
площадь из пирамиды в этот же проход хотела зайти девочка на костылях.
Один из служащих остановил нашу очередь, пропустил ее, а потом сложил руки на
индийский манер и извинился перед нами!

Сегодня, наверное, самый холодный день, хотя и светит солнце. Небо совершенно
чистое. Повезло нам с погодой. Говорят, в это время часто идет дождь.

Движемся к острову Ситэ. Это недалеко, но мы уже находились по Лувру. Нотр
Дам большой и красивый, но внутрь не пойдем — большая очередь, а силы на
исходе... или эмоции на исходе?
 
 Предпоследний день — сначала Сакре Кер. Когда бронировали отель было
написано, что из некоторых номеров ее видно. Оказалось, однако, что это
довольно далеко. Если пешком. «Сакральное Сердце» находится на высоком 
холме Монмартр. Заехать можно на подъемнике. Толпа народу поднимается по
лестнице.  

Негры продают сувениры в разнос, и еще что-то, по-моему, фенечки. К Лешке
один пристал, хотел ему что-то на руку привязать. Другой признал в Жене
«Русси мадам». Тоже хотел что-то впарить. Отбились.

Дома в Париже построены, в основном, из местного ракушечника. Сакре Кер —
тоже. С лицевой стороны, ее, видимо, почистили. Очень красиво: почти белый
замок на холме! С обратной стороны много черных мест. То ли камень от времени
чернеет, то ли сажа от каминов.  

Вокруг здания народу полно, а совсем недалеко — за забором маленький скверик
с лавочками. Такие скверы в этой части Парижа встречаются нередко. Всегда
прикрытые калитки (с собаками нельзя).

Вокруг Сакре Кер много мелких улочек. Художники продают картины, тут же
рисуют портреты. Случайно наткнулись на площадь Далиды. Маленькая
площадь, несколько квадратных метров, красивый бюст (во всех смыслах).

Позади церкви на склоне холма — виноградники. Часть принадлежит президенту
Франции, часть — монахам. Вино отсюда очень дорогое. Говорят, на эти деньги 
и содержат Сакре Кер.

Мы искали Мулен Руж, но обнаружили его, опять-таки, случайно,когда почти
спустились с Монмартра. Ничего особенного: Мулен Руж как Мулен Руж!
Бутафорская мельница на проезжей улице.

Решили вернуться домой пообедать. С трудом определили свое
местонахождение — на карте не все улицы обозначены. На некоторых улицах
всего один дом! Пересекаются они под совершенно немыслимыми углами.
Промежутков между домами внутри квартала нет. Есть арки, проходы, в которых
расположены магазинчики. На всех углах домов — названия улиц. Это
обязательно!
После обеда собрались с силами и решили съездить в новый район Парижа,
деловой центр Де Фанс. Это скопление небоскребов мы увидели с Эйфелевой
башни. Приехали на метро уже затемно. Выход из метро расположен на 
платформе выше уровня земли. Это как-бы второй уровень поверхности — те
же тротуары, газоны, деревья.

Ни одного человека! Окружение в стиле хайтек или киберпанк — пустота и тишина.
Заметили несколько «скульптур» - высокие башни или, скорее, трубы с разными
орнаментами.  
 
 Небоскребы просто поражают своей величиной. А есть еще «Большая Арка»!
Циклопическое сооружение. Тоже, своего рода, предмет современной культуры.
И внутри у нее музей авангардного искусства.
 
Лешке очень понравился этот район. Он решил, что тут жить можно, не то что в
старом городе.

Не такое это простое дело ездить в гости. На вокзал Монпарнас мы приехали
вовремя. До отхода поезда оставалось еще 15 минут. Быстро нашли свой путь и
поезд. Хорошо, что Женя заметила, что в начале платформы стоит терминал,
где надо билеты закомпостировать. Больше при посадке билеты никто не
спрашивал, только в дороге прошел человеческий контроль. А мы уже привыкли
к безлюдным технологиям!

Поезд TGV — классная штука, почти самолет. Примерно 700 км проехали за 3 часа,
правда, совсем без остановок.

Проезжали сельскую местность — завидно стало. Вообще-то деревеньки не шикарные:
простые дома, сараи где-то что-то покосилось, обвалилось, что придает жилой вид,
но, в целом аккуратно. А поля выглядят просто замечательно — никакого запустения
нигде! Все вспахано-засеяно-зеленеет.

Можно не говорить, что в Бордо мы приехали минута в минуту. Город, конечно, больше
приспособлен для жизни чем Париж (т. е. не для туристов). Не такой ухоженный:
кое-где поломан асфальт на дороге, но в общем, нормально.


Зашли в винотеку — большой выбор, по-нашему — так огромный! По разным
ценам, но друзья-французы сказали — дорого. Они знают, где дешевле.
 
Бордо-столица виноделия Франции. По-моему здесь больше ничем и не
занимаются. Особенно на полуострове Медок. Едешь по дороге — с обеих сторон 
виноградники и только они!

В Бордо зашли в кафедральный собор св. Андре. Очень впечатляют высокие
своды! Так и хочется кому-нибудь помолиться!


Доехали. Место называется Лес-пар-Медок. То ли городок, то ли деревенька.
Много домов с участками, вроде наших дач. Наши друзья купили участок с
недостроенным домом и пристройками и сами все доделывают чтобы сдавать
туристам. Леспар от океана в двадцати километрах примерно. Тут намного
дешевле останавливаться.

Честно говоря, мы не ожидали такого гостеприимства. В одном из уже достроенных
коттеджей нам выделили комнату, одну из четырех. Здесь же кухня, ванная,
телевизор. Французы едят два раза в день, если не считать утренний кофе.
Это, конечно, отдельный разговор — французская кухня. Готовил еду для нас
хозяин этого дома — Жульен. Ему лет 60. Настоящий мастер в этом деле.
 
 Весь процесс принятия пищи строго регламентирован: сначала аперитив за
которым можно сидеть довольно долго — час и больше, потом может быть суп
или какая-то закуска, потом основное блюдо, обычно мясное. Обязательно: багет!

Все употребляется с хлебом, в том числе следующее обязательное блюдо — сыр.
Непременно несколько разных сортов на специальной тарелке. Каждый отрезает
себе сколько и какого хочет сыра. Да! Без вина нельзя ничего есть, кроме,
наверное, последнего блюда — десерта. До десерта у нас хватило сил только в
новогоднюю ночь — было мороженое.

Мне лично, понравилось все, начиная от устриц и омаров и заканчивая луковым
супом и самым вонючим сыром. На наш российский взгляд еде уделяется даже
слишком много внимания и времени. Не все же время они так едят!?

Компания получилась очень приятная — ее скрепляют русские жены этих трех
французов. Мне показалось, что все живут хорошо, в семейном смысле.
С французами, правда, я общался исключительно мимикой и жестами, но, все
равно, все очень доброжелательны.
Так получилось, что на океан мы ездили три раза. В первый день нас с Ириной
возил Мишель (ее муж). Стоял такой туман, что не только горизонта, а в 50 метрах
ничего не было видно. Мы все-таки ноги в океане помочили, побегали по воде —
берег пологий и, к тому же, был отлив.
 
 На следующий день выглянуло солнце, нас повез на океан Татьянин муж Лу-Лу.
Подъезжаем к берегу - опять туман, не такой густой, но горизонта не видно,
пришлось на третий день опять ехать. Немного в другое место — в устье Жиронды.
Очень интересно! Когда-то здесь выращивали устриц, а потом нашли в воде
тяжелые металлы и закрыли промысел на 50 лет.

Интересная деталь: на берегу построены мостки как у нас на Проране для рыбаков,
только больше. Сейчас они стоят на суше на высоте, примерно, 4 метров — отлив.
На мостках сарайчики для рыбаков. Сдаются в аренду. Рыбачат здесь экранами.
По крайней мере, они там висят наготове.
 
Эта местность полуострова Медок очень болотистая. Триста лет назад ее начали
осушать. И вот теперь — одно из лучших мест для выращивания винограда. 
300 солнечных дней в году!
 
Семьи, с которыми мы общались — не богатые. Живут скромно, деньги
считают вплоть до сантима (так французы называют евроценты и цены на
недвижимость до сих пор дублируются в франках). Тем более ценно такое
гостеприимство, что с нас совсем не взяли денег.

Теперь с юга Франции едем на север — Фуэсси — город рядом с Вьерзоном и
Буржем. Нас с Лешей и Димой везет Мишель. Женя с Ириной — на поезде.
Тяжело без языка... За все 5 часов пути ни слова не произнесли. 

О качестве дорог во Франции можно и не говорить. Даже узкие, по полторы полосы,
дороги — ровные, без малейших ям. За редким исключением — везде разметка.
Кстати, Мишель — специалист по дорожным покрытиям. Ему есть чем гордиться.

Ирина с Мишелем живут как, наверное, большинство французов довольно скромно.
Свой дом, но небольшой. Все стараются делать сами: ремонты, улучшения, не
говоря уже об уборке. Маленький участок за домом — 1,5 сотки. Пока не ухоженный,
но стоит теплица с цветами. Нам отдали под проживание свою спальню на втором
этаже, где еще только одна комната. Комнаты маленькие — кровать шкаф и комод
помещаются. На первом этаже — кухня, ванная, туалет и большой зал с камином.
Очень уютно!

После того как встретили на вокзале Вьерзона Иру с Женей заехали в местный
супермаркет. Все почти как у нас, только сортов сыра и вина раз в 10 больше.
Их мы и купили чтобы взять с собой на родину. К слову, простые продукты:
молоко, хлеб и т. д. чуть дороже чем у нас.

На ужин Мишель приготовил лягушачьи лапки. Они тоже не часто их едят. А зря!
Очень вкусно!  
 
Мишель раньше занимался коллекционированием вина. Целый погреб 
наколлекционировал. Потом, правда, все выпили с друзьями. Ну, может, не все —
нам тоже досталось попробовать и красное, и белое и шампанское. Под конец
ужина — дежестив — Кальвадос. Яблочная водка. Считается, что улучшает
пищеварение. Не люблю я крепкие напитки. В общем, вечер прошел замечательно. 
Потом хозяева отвезли-проводили нас до аэропорта. И — домой. У стойки
регистрации — работник аэропорта по-русски всех предупредил:

«В салон — никакого сыра! Сыр — в багаж!» Опытные ребята, видимо. Не всем
могут понравиться эти «оригинальные» запахи. Хоть они и французкие.



Tags: Бордо, Европа, Медок, Париж, Франция
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments