Фотография, туризм и путешествия (jenich) wrote in geoblogger,
Фотография, туризм и путешествия
jenich
geoblogger

"К берегам суровым Ладоги"

Пару-тройку недель назад, когда вода была теплой, а солнце грело, мы отправились в двухдневный велопоход по маршруту Громово-Соловьево-мыс Чалка. Сразу скажу - поход выдался отличным, как по прохождению маршрута, так и по набору достопримечательностей. Укрепления времен шведской войны, русско-финской, отлично сохранившийся сов-арх и все это перемежающееся холмами, лугами и перелесками Приладожья.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

При построении маршрута пользовался двумя ссылками с описанием и фотографиями:
http://www.veloguide.ru/path_full.php?id_path=179 (кстати очень полезный сайт!)
http://www.liveinternet.ru/users/3721868/post188684429 (спасибо авторам за фото, помогло выбрать именно этот маршрут).
     Выехали из города в пятницу вечером, причем оперативно успели на электричку в 18 часов, что останавливалась в Ручьях. Внутри ждал приятный сюрприз в виде сломанных дверей соседнего тамбура, около которых велосипеды простояли всю дорогу, никому не мешая.
     Доехали до Громово и встали лагерем на берегу Бурной, на территории заброшенной в/ч. Неплохое место буквально на границе поселка и не сильно замусоренное приезжими.
     Утро наступило поздновато, с лагеря снялись уже после полудня. От поселка вела отличная асфальтовая дорога, правда периодически ее переползали змеи, как быстро, так и замиравшие на пути.
     Первой достопримечательностью, замеченной вдалеке, стало непонятное каменное нагромождение собственно в поселке Громово. Это оказались руины финской кирхи и памятные знаки погибшим. Удивительно - похоже перед нами ехал автобус с их туристами. потому что здесь и дальше везде были свежие венки и цветы с актуальной датой.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Наверное из камней кирхи была собрана малая архитектурная форма на площадке в центре поселка.

После Громово асфальт прекратился и начался широкий пыльный грейдер. На подъезде к поселку Портовое с холмов снова показалась Бурная. а с ней и быстро приближающиеся тучи на горизонте.

Я сделал эти снимки, вернулся к велосипедам, и через минут 10 на нас обрушился настоящий шквал. Должен сказать, поездка намечалась как лайт, на уже при первых струях дождя дорога размокла, лужи переполнились, грязь зачавкала, к тому же из лугов путь свернул в лес.   Следующие несколько километров были холодными, мокрыми и грязными, к тому же по сильно пересеченной местности. За нами ехал мужчина на Логане, в какой-то момент он понял, что дальше дорога стала непроходимой и развернулся.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Однако, как я писал в начале, это было еще лето, поэтому под вечер выглянуло солнце, подсушило, подогрело и позволило сделать еще несколько светлых кадров.
     На подъездах к Соловьево-Тайпале достопримечательности пошли густо и интересно. Первой был частный аэродром "Бурная". Вокруг первые признаки финского укрепрайона "Тайпале" - противотанковые надолбы.

Аэродром конечно впечатляет. Представьте, едешь, лес, размокшая грунтовка, потом хлоп - выкатываешься на луг, а за ним ровный асфальт, ограда, огни, инфраструктура.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Миновав Соловьево мы выехали к устью Бурной, откуда открылся и вид на Ладогу.

Цивилизованные пути тем временем отступали, сперва часть снял старый деревянный мост с табличками об аварийном состоянии, потом дорога превратилась в песчанку, круто взбирающуюся на холм, дальше эта песчанка вошла в лес, сузилась до нескольких метров и следы на ней остались только квадроциклов и внедорожников.
     Потихоньку вечерело, но по навигаторам до конечной цели, мыса, оставалось несколько километров. Дорога превратилась в старую финскую, пересекаемую еще похоже их водоотводными трубами. Кое-где даже приходилось слезать с велосипедов и пересекать промоины по траве и корням сбоку. Наконец мы подошли к развилке, откуда шла дорога на батарею Ярисевя, собственно на мыс. Оставались последние полтора километра.
     Вдоль дороги даже сохранились финские столбики.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Вокруг уже почти не было следов цивилизации, зато вовсю следы дикой природы - например поваленные бобрами деревья.

Как рассказывали ребята в вышеприведенных ссылках, дорожка становилась все хуже. Велосипеды мы уже катили с самого ее начала. И вот метров через 200 она, как и было описано, превратилась в ... ручей?

Если бы! После дождя окрестные болота переполнились, по всем трубам вода просто ревела. Уже после поворота я видел, что вода сбоку стоит выше, чем мы едем. И вскоре она нашла себе дорогу.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Скорость и глубина оказались порядком больше планированных. Попробовал обойти сбоку, но ельник оказался чрезмерно густым, даже без велосипеда не прошел. Общим решением пришлось повернуть назад, так как темнело, что ждало за поворотом и дальше непонятно. До конца запланированного пути мы не дошли чуть больше километра.

Обратно доехали до Соловьево и встали на берегу реки, прямо на укрепузле Тайпале. Палаток вокруг было немало, поэтому дрова пришлось искать по окопам и разрушенным блиндажам. Но все нашли, организовали и наконец смогли отдохнуть.
     Под вечер я даже открыл купальный сезон в Ленобласти, так как грязью был заляпан доверху :)
     Утро встретило обещанной хорошей погодой.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Вокруг отлично читаемые линии окопов, блиндажи, ДОТы. Место конечно полито кровью на метры вглубь. Тысячи людей погибли на этом пятачке.
     Стоит почитать историю и панихиду.

Берега холма очень крутые. Штурмовать под пулеметным огнем, зимой...

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Много где остатки раскопов и не приглянувшийся хабар. Сразу вспоминается избитая фраза "земля нашпигована".

Погуляв в окрестностях лагеря, мы выдвинулись к следующему объекту - Улицкому шанцу. Правда по координатам сперва вышли к финскому знаку у разбитого прямым попаданием блиндажа. А после пошли по лесу искать земляную крепость.

Как оказалось, можно было пройти от знака направо и она была в двадцати метрах, мы же пошли налево и совершили хороший круг. Что поделаешь, лес, заросли, 1710 год постройки.
     Информация тут и тут. Вкратце:
"Сразу после основания Петербурга, в 1703- 1704 гг. был сооружен ряд полевых укреплений на южном берегу Невы (до наших дней дошли лишь остатки редута, располагавшегося в устье р. Ижоры). Несколько лет спустя, еще до взятия Выборга и Кексгольма, укрепленную линию передвинули к северу.
Шанец перекрывал узкую полоску земли между берегом Ладожского озера и рекой Таипален-иоки, которая в то время впадала не в Ладогу, а в оз Суванто-ярви (Суходольское) Здесь по берегу Ладоги проходила дорога из Петербурга в Кексгольм"
     Кстати видимо остатки этой дороги и есть ты разбитая грнутовка от Соловьево.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная, Улицкий шанец

От шанца мы вернулись на грейдер к Громово и поехали обратно, периодически заворачивая к мемориалам на месте разрушенных деревень.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

После вчерашнего дождя я ожидал рубки через грязь и на обратном пути, но нет, солнышко за полдня превратило те же места во вполне проезжабельные.

Какое название!

В предыдущий день я понял, что заброшенный аэродром "Громово" мы проехали, а посетить очень хотелось. Поэтому специально запланировали время до электрички на обратном пути. И не зря!
     Через лес выехали на старую полосу, ведущую к укрытиям для самолетов.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Сперва я решил поехать налево и неожиданно оказался на вполне себе действующей ВПП с рядами самолетов и горящими огнями! Проблем не хотелось пришлось дать отмашку на разворот и скоростную ретираду.

Среди заброшенных укрытий вроде бы никого не было, поэтому там погуляли посвободнее.
На Викимапии к этому месту есть комментарий "В конце 80-х ошибочно выкатился к ним на личном авто. Исправляя ошибку, развернулся и -- выкатился на ВПП! Снова рулём! Жертв и разрушений не было." Очень напоминает.

фотопутешествия, фототуризм, фото, Громово, Тайпале, аэродром, река Бурная

Вообще хорошее место, и фотогеничное, и незамусоренное-неисписанное.

А напоследок состав похода и я за кадром.

Думаю такой вариант поездки - хорош на два дня в солнечную погоду в разгар лета. Места для стоянок и купания в избытке, а рубилова наоборот будет минимум. Рекомендую.
Tags: Россия, фото

Buy promo for minimal price.